Saturday, October 5, 2019

Проблема причерноморских Черкесов должен стать общеадыгским делом


6 мая нынешнего года Лазаревский районный суд г. Сочи отклонил доводы заявителя Мадина Тешева (поселок Шхафит) об обязанности освобождения его, как представителя коренного малочисленного народа, от земельного налога на основании требований Конституции РФ, Федерального закона РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» и декларации ООН от 12.09.2007 года.

Суд посчитал, что ни эти нормативные акты, ни иные не содержат прямого указания о наличии у шапсугов льгот по земельному налогу, а содержит указание о праве шапсугов безвозмездно пользоваться в местах своего традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий. При уплате же Тешевым земельного налога за пользование своим земельным участком это не приобретает возмездного характера, так как в силу ст.8 НК РФ налог является индивидуально безвозмездным платежом.

То есть, говоря не юридическим языком, а простым, которым пользуются, например, аульчане на побережье, суд первой инстанции посчитал, что, платя налог безвозмездно государству, Тешев не может безвозмездно пользоваться землей, потому что налог, который он платит, и без того является безвозмездным.

Этот и ряд таких же сомнительных с точки зрения здравого смысла положений предстоит опровергать в Президиуме Краснодарского краевого суда, куда направлено сейчас кассационная жалоба. Но удастся ли?

Одновременно с этим Ислам Напсо и Хариет Тешева (поселок Головинка) сдали в Центральный районный суд Сочи заявления с просьбой к председателю направить исполнительный документ в Городское собрание Сочи. Как отмечается в заявлениях, городское собрание до сих пор не исполнило решение суда, тогда как в законную силу оно вступило 8 мая 2008 года.

Тешева и Напсо 3 декабря 2007 года оспаривали в суде бездействие Городского собрания Сочи и добивались признания частично недействующим Положения о земельном налоге города. Суд признал незаконным бездействие городского собрания, обязал дать ответ заявителям, а по остальной части требований отказал.

Хариет Тешева не согласилась с отказом и подала кассационную жалобу в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда. В свою очередь, коллегия 8 мая оставила без изменения решение Центрального районного суда Сочи. Таким образом, судебное решение о бездействии городского собрания должно было быть исполнено в месячный срок после заседания этой коллегии.

Бездействие городского собрания заключается в том, что написавшим запрос в городское собрание в июле 2006 года Напсо и Тешевой ни тогда, ни позже ответа так и не было дано. И это несмотря на то, что народным избранникам ничто не мешало ответить сразу, скажем, после декабрьского суда. Дело в том, что к этому времени был избран новый состав Городского собрания Сочи, ушли те, кто игнорировали запросы.

Но ответа не последовало и теперь. Что остановило депутатов? Возможно, то, что Городское собрание Сочи должно всесторонне и объективно рассмотреть обращение заявителей. Далее, в законом установленные сроки собранию следует подготовить полный ответ на все поставленные вопросы и направить его в адрес заявителей.

А если депутаты согласны с тем, что нарушаются права и законные интересы коренного малочисленного народа, выполняя решение этого суда, они обязаны предпринять меры, направленные на восстановление и защиту прав и интересов шапсугов.

Так ли это, нет ли, но сразу после новогодних праздников Городское собрание Сочи приняло положение, отменяющее льготы по налогу на землю для народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Отмена этого абсурдного положения была одним из требований Тешевой и Напсо на суде 3 декабря.

Абсурдность и даже одиозность данного положения заключалась в том, что оно, конечно же, не давало права аборигенам названных далеких от нас территорий получить какие-либо льготы в Сочи. Зато его активно использовали структуры власти, которые ссылались на то, что в списке этих народов шапсугов нет. Легко ставил свою подпись под таким документом, например, бывший мэр Сочи Виктор Колодяжный.

Прошли суды и в Туапсе. Как в самом городе, так и на районном уровне. Суды первой инстанции и кассационные – в Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда. Заявителями здесь выступили Рустам Тхагушев (Туапсе) и Мурат Хушт (село Цыпка). Но и эти суды оказались не в пользу шапсугов.

В Туапсе 12 апреля 2007 года на суде представитель муниципалитета заявил: «Официальными данными факт проживания шапсугов в г. Туапсе не подтверждается. Цыгане есть – 5 человек. Татары тоже есть – 22 человека. А шапсугов нет». В соответствии с этим в решении суда сказано, что права, а также соответствующие льготы у шапсугов, возможно, и есть, но их самих в городе нет.

Основанием к такому утверждению послужила перепись 2002 года, где шапсуги записаны как адыги. При этом суд ничуть не смутило то, что в качестве заявителя перед ним стоял никто иной как шапсуг, он же адыг – Рустам Тхагушев.

Кроме того, суд посчитал, что в условиях современного города исключена возможность ведения традиционного образа жизни, хозяйствования и занятия промыслами. Иначе говоря, живя в городе, шапсуг не может развести на своем приусадебном участке сад. А именно садоводство и было одной из основных форм хозяйствования шапсугов.

Туапсинский районный суд, который прошел 23 мая 2007 года, не стал отрицать, что в районе проживают представители коренного малочисленного народа – шапсуги. Но заявил, что закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дает право местной власти устанавливать льготы, а не обязывает его.

То есть, по логике этого суда, зря Мурат Хушт в своем заявлении ссылался на закон «О гарантиях прав малочисленных народов РФ», потому что слово «гарантия» в нем не обязывает власти ни к чему. «Гарантия» трактуется районным, да городским судами Туапсе как дополнительное право чиновников: «не хочу, а потому не буду делать».

Край поддержал это и другие положения, отписывая заявителям, что «судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что устанавливание общих принципов организации деятельности территориального общественного самоуправления малочисленных народов, является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления».

Понятно, что все эти судебные процессы описаны здесь кратко и очень схематично. На самом деле они значительно более заковыристы, с одной стороны, и объемны, с другой. Но и из того, что здесь сказано, должно быть ясно, что фактически суды первой и краевой инстанций преодолены. Предстоит более высокий уровень – федеральный.

Какие же выводы следует сделать из пройденного этапа?

Во-первых, заявители как в Сочи, так и в Туапсе столкнулись с «монолитной стеной», когда власти и судебная система заодно в том, чтобы оставить шапсугский вопрос на мертвой точке.

Во-вторых, эти же суды показали, что «монолитная стена», тем не менее, очень мощно вздрагивает, и в ней появились некоторые бреши, которые залатать уже не удается.

Но рухнет ли эта стена при переходе судебных процессов на федеральный уровень?

Несмотря на очевидность: на федеральном уровне шапсуги внесены в «Единый перечень коренных малочисленных народов РФ», а на краевом нет ни одного законодательного упоминая о них, - видимо, нужно готовиться и к худшему варианту.

А это значит, что можно ждать более изощренного крючкотворства. Как следствие, встает необходимость более тщательной подготовки. И не только юридической, а даже самой обыденной – материальной, потому что, не секрет, на суды уходит немало средств.

Другими словами, это не должно оставаться головной болью только одиночек. Должна подключиться широкая общественность. А еще лучше, если оно станет общеадыгским делом.

Заурбек Шу, представитель заявителей-шапсугов в суде, г. Майкоп.

natpressru.info

http://www.natpressru.info/index.php?newsid=7342


No comments:

Post a Comment